вторник, 30 августа 2011 г.

Покупать дизельный автомобиль украинцу или нет

В развитых странах, дизельные легковые автомобили всех классов и типов широко используются уже довольно давно. В некоторых странах, доля дизельных легковых автомашин даже превышает количество бензиновых легковых автомашин. А происходит это потому, что легковые дизельные автомобили уже давно избавились от «тракторного» имиджа и соперничают с бензиновыми моторами по основным потребительским свойствам. При этом экономичность дизельных двигателей и более дешевое топливо, дают существенную преимущества, особенно при интенсивной эксплуатации. А же как обстоят дела на Украине? Почему дизельных легковушек на украинских дорогах по-прежнему крайне мало? С какими проблемами сталкиваются владельцы таких машин? И есть ли смысл покупать дизельный автомобиль сейчас, когда розничная цена дизтоплива близка к цене девяносто третьего бензина? Может быть выгоднее переоборудовать бензиновый автомобиль на использование газа?

Давайте вернемся на два десятка лет назад. Во времена существования СССР. Легковые автомобили с дизельными двигателями, не выпускались и не продавались физическим лицам. И не только в СССР, но и в странах социалистического лагеря. Дизельный двигатель для легкового автомобиля был предан забвению, на долгие годы, по самым банальным причинам. А было их несколько:
- СССР обладало огромными запасы нефти, использовавшейся для производства дешевого легкого топлива (бензина);
- техническая сложность и большая материалоемкость дизельных двигателей;
-отсутствие конструкторских разработок, как самих дизельных двигателей, так и оборудования для их ремонта. К обслуживанию машин с дизельными двигателями не была готова система станций технического обслуживания легковых автомобилей (СТО).

Поэтому, представление наших автомобилистов и специалистов автосервиса, о дизельных двигателях и их работе, формировалось в основном на примерах двигателей танков, тракторов, тепловозов. В лучшем случае это были тяжелые грузовики, такие как «МАЗ», «КрАЗ», «КАМАЗ». Стереотип восприятия дизельных двигателей, как сугубо промышленных силовых установок, начал меняться лишь после распада СССР. Когда открылись границы стран социалистического лагеря и открылись границы бывших союзных республик и к нам хлынули потоки подержанных дизельных иномарок.

Сейчас же, высокие таможенные пошлины, свели импорт подержанных дизельных иномарок к нулю. Если ввозить на Украину подержанную дизельную иномарку, то вместе с разтаможкой, ее цена будет сопоставима с ценой нового автомобиля. Купить дизельный автомобиль на Украине, возможно лишь у официальных дилеров. Выбор невелик — но он есть. .

Ситуацию на на "дизельном" рынке Украины наглядно отражает модельный ряд десяти самых популярных в стране марок. Ни Lada, ни Daewoo, ни Chevrolet, ни ЗАЗ, ни Toyota не предлагают машины с дизельным двигателем. KIA начали свои продажи, автомобилей с дизельными двигателями, только в прошлом году.

А вот модельный ряд марки Skoda представляет в Украине довольно обширный выбор моделей с дизельными двигателями. Основную группу составляют турбированные дизели рабочим объемом 1,9 л разной степени форсирования. Их устанавливают практически на все модели. Кроме того, есть современный турбодизель 1.4 TDI. Им оснащаются Fabia и Roomster.

Еще более широкий спектр дизельных модификаций предлагают на Украине Opel и Hyundai. Представительство компании Nissan ограничило дизельную палитру исключительно внедорожниками. Кроме того, уже в этом году начнутся продажи дизельных пикапов Mitsubishi L200.

Неуверенность, с которой дилеры автомобильного рынка осваивают продажи легковых автомобилей с дизельными двигателями, передается и покупателям. По данным МРЭО, в 2009 году, на Украине, было зарегистрировано около 8500 новых легковых автомобилей с дизельными моторами, это составило 2,3% от общего объема регистрации легковых автомобилей.

Причин крайне низкого потребительского спроса на дизельные легковые автомобили на Украине не сколько. И главных из их всего две:

-Первая, это неудовлетворительное качество продающегося на наших АЗС дизтоплива. Порой, под видом дизтоплива, в летнее время продают обыкновенную солярку. Зимой продают тот же соляр, с добавлением более легких фракций переработки нефти (бензин и керосин). Отличие современного дизельного топлива от солярового масла, на этом сайте рассматривалось неоднократно. Кроме того, содержание в дизельном топливе, механических примесей, воды и различных присадок для поднятия цитанового числа дизельного топлива, быстро выводят из строя сложную топливную аппаратуру современных дизельных двигателей. Можно ли обезопасить себя от покупки некачественного дизтоплива? К сожалению нельзя. Проведенные экспертами «Авто-ревю» контрольные закупки дизельного топлива для исследований качества, в ходе которого они отобрали 30 проб в разных регионах Украины (см. АР №1, 2007), показали, что даже покупка автомобилистом дизельного топлива под маркой «DIZEL Premium» не может застраховать его от неприятностей. Лабораторный анализ собранных журналистами образцов топлива показал, что каждая пятая проба не соответствовала Украинским стандартам (ДСТУ). И это притом, что Украинские стандарты (ДСТУ) предъявляют к реализуемому на Украине дизтопливу значительно более мягкие требования, нежели российские и уж тем более европейские нормы. Огромной проблемой остается и то, Украинские правила торговли нефтепродуктами не требуют, обязательного перехода в зимнее время, на продажу зимних сортов дизельного топлива. Поэтому, для владельца легкового автомобиля с дизельным двигателем, каждый визит на Украинскую АЗС превращается в смертельную рулетку.

Единственный возможный вариант попытаться уменьшить свои потери в случае поломки двигателя от некачественного топлива, это заправляться только на одной «фирменной» АЗС, сохраняя все кассовые чеки. Если с двигателем случится неладное по причине использования некачественного дизельного топлива. У вас появляется шанс взыскать, в судебном порядке, с продавца топлива стоимость ремонта двигателя;

-Вторая причина, по которой Украинские автолюбители не спешат приобретать автомобили с дизельными двигателями, состоит в том, что единственная на Украине, специализированная сеть по диагностике и ремонту дизельной аппаратуры Бош Дизель Сервис. Насчитывает всего пять станций, две из которых в Киеве. А если регулировать топливную аппаратуру современного дизельного двигателя легкового автомобиля «в гараже у дяди Вани», без соответствующего оборудования, то более дорогого ремонта в несколько тысяч долларов не избежать.

Приборы для проверки и регулировки форсунок на давление открытия.


Фирменные наборы специализированного инструмента для диагностики, регулировки и ремонта насосов Bosch определенных типоразмеров и конструкций. Без такого инструмента квалифицированное проведение работ невозможно.




Компьютерный измерительный блок к испытательному стенду Bosch, без которого невозможна точная диагностика топливной аппаратуры




Испытательный стенд Bosch для проверки топливных насосов высокого давления дизельных двигателей с количеством цилиндров от одного до двенадцати. Таким сложным и дорогостоящим оборудованием оснащены лишь авторизованные станции Бош Дизель Сервис Форсунки, подготовленные для испытания на давление открытия и качество распыла




При покупке новых дизельных иномарок, большинство автомобилистов, «клюют» на гарантию, которую обещают пронырливые менеджеры. И не попасться на эту «удочку» очень тяжело, тем более, что эта гарантия в два раза больше, чем для бензиновых аналогов. Многие дилеры устанавливают гарантийные сроки, которые достигают шести лет! Не верьте этому, это не более чем рекламный трюк. Не верьте менеджерам на слово, а внимательно прочитайте гарантийные условия. Под так называемую «длинную» гарантию попадают лишь некоторые узлы и агрегаты, перечень которых приводится мелким шрифтом в укромном месте сервисной книжки. В этом списке вы никогда не отыщите дизельный двигатель — тем более, современные высокофорсированные турбодизели, на которые распространяется исключительно заводская гарантия (для европейских машин — не более двух лет). Статистику отказов в работе двигателя в гарантийный период, дилеры всегда скрывают. Однако не секрет, что в случае с дизельными иномарками самой большой проблемой является отказ турбодизелей по причине использования низкосортного топлива. А дилеры не желают нести дополнительные расходы в случае отказа топливной аппаратуры из-за некачественной солярки. Практика показывает, что при неисправностях во время гарантийного периода менеджер по гарантии будет использовать весь арсенал известных ему средств, чтобы аргументировано доказать вину владельца и отказать в проведении гарантийного ремонта.

Если вы окажетесь недостаточно настойчивым, а изучение законодательных актов, регламентирующих права потребителей, покажется вам пустой тратой времени, то ремонт гарантийной машины придется проводить за свой счет. Это довольно дорогое удовольствие. Ведь на дилерских СТО не занимаются разборкой узлов — их меняют в сборе. Так проще и быстрее. Да и техническое оснащение сервисных станций не позволяет проводить дефектовку отдельных деталей с последующей их заменой. А некоторые узлы (например, форсунки) вовсе не подлежат ремонту даже в условиях хорошо оснащенных специализированных предприятий. Дорогие элементы фактически являются одноразовыми! Цена же комплекта фирменных современных форсунок доходит до $600. Попытки заменить их российскими или турецкими, так называемыми аналогами, заканчивается необходимостью проведения ремонта двигателя на 3000 долларов, так как использование аналогов, приводит к прогоранию поршней и головки двигателя.

Все современные дизели с турбонаддувом оснащены сложной электроникой, которая управляет различными системами двигателя (топливным насосом, форсунками, ограничителем давления наддува, системой нейтрализации выхлопных газов и т.д.). Для проверки работоспособности этих систем применяется сложное диагностическое оборудование, так называемые мотор-тестеры. Как правило, все СТО официальных дилеров оснащены универсальными тестерами, которые позволяют диагностировать и бензиновые, и дизельные двигатели (отличительной особенностью тестеров дизельных двигателей является наличие дымомера — вместо газоанализатора для бензиновых двигателей).

Кроме того, дилерские СТО должны быть оснащены приборами для проведения контрольно-диагностических работ:

— проверки и установки момента впрыска топлива;

- проверки работы форсунок и топливного насоса высокого давления;

- приборами для диагностики снятых с двигателя форсунок — измеряется давление срабатывания и качество распыла. Но на этом возможности даже хорошо оснащенных фирменных СТО официальных дилеров исчерпываются. Встает вопрос, почему дилеры не стремятся создать в своих технических центрах серьезную производственную базу, которая позволяла бы не только диагностировать, но и ремонтировать топливную аппаратуру? Да потому что аренда дополнительных площадей, закупка сложного оборудования и запасных частей, а также обучение персонала требуют серьезных материальных вложений. А крайне малый парк дизельных машин не дает надежды на то, что эти затраты окупятся.Львиную долю компонентов топливной аппаратуры дизельных двигателей выпускают концерны с мировой известностью — Bosch, Lucas, Nippon-Denso, Zexel, Kiki, Rotodiesel. Каждая из этих компаний производит полный спектр запчастей, а также расходные материалы, оснастку, специальный инструмент, стенды по проверке и регулировке топливной аппаратуры — и готовы укомплектовать этим оснащением любую станцию. Однако популяция «дизельных» СТО по-прежнему смехотворно мала для такой большой страны, как Украина.

Существующие сегодня станции по ремонту и обслуживанию дизельных автомобилей можно условно разделить на четыре группы.

Первая, это специализированные предприятия производителей узлов и запасных частей компонентов для дизельных двигателей. К сожалению, в Украине Украины действует лишь одна сеть СТО столь высокого ранга — это станции Bosch Auto Service. Поскольку концерн Robert Bosch GmbH выпускает полный спектр комплектующих, расходных материалов и специализированного оборудования для обслуживания дизельной топливной аппаратуры своего же производства, эти станции оснащены по полной программе. Сейчас в Украине работает лишь пять «дизельных» станций, которые входят в систему Bosch Auto Service. Но представители компании заявили, что до конца 2011 года они появятся во всех областных городах.

Вторая группу составляют такие концерны, как Lucas и Zexel, которые не имеют собственных фирменных станций, но они организовывают техническую поддержку и обучение персонала тех СТО, которые готовы вложить средства в организацию постов для ремонта топливной аппаратуры. Ко второй группе также можно отнести официальные дилерские СТО, оснащенные необходимым оборудованием для обслуживания и ремонта дизелей тех автомобилей, которые продаются данными дилерами. Как правило, эти СТО оснащены либо универсальным оборудованием, либо оборудованием тех компаний, которые поставляют топливную аппаратуру на сборочные конвейеры конкретных производителей.

В третью группу входят независимые предприятия, которые берутся за обслуживание и ремонт дизельных автомашин различных марок. Причем специализация ведется не по маркам автомобилей, а по производителям компонентов дизельных двигателей. Нередко такие предприятия заключают договора с официальными дилерами на обслуживание автомобилей в период гарантийного ремонта.

К четвертой группе относятся все остальные ремонтные предприятия — вплоть до ремонтных боксов в гаражных кооперативах и сельскохозяйственных предприятий, имеющих собственные участки по ремонту дизельной топливной аппаратуры грузовых автомобилей, тракторов и комбайнов. Такие «предприятия» специализируются исключительно на ремонте иномарок не первой свежести, которые оснащены устаревшими механическими насосами и форсунками.

Понятно, что уровень цен и качество обслуживания идут по ниспадающей в приведенном порядке. Поэтому клиентами «фирменных» станций чаще всего становятся состоятельные клиенты — владельцы дорогих иномарок, причем каждый второй заезжает на СТО исключительно ради того, чтобы провести диагностику двигателя. А на так называемые «независимые» станции чаще всего наведываются владельцы подержанных автомашин. Такие клиенты преследуют одну цель: провести ремонт с минимальными затратами.Сейчас, как правило, все СТО дают гарантию на выполненные на станции работы и установленные запчасти. Но эта гарантия является понятием эфемерным: если через неделю после ремонта клиент возвращается на станцию с новыми проблемами, а в топливной аппаратуре двигателя его машины находят воду, песок или другие посторонние включения, то в бесплатном ремонте отказывают. Столь жестким подходом страдают не только «независимые» станции, но и фирменные СТО, которые обслуживают преимущественно новые «гарантийные» иномарки. Застраховать себя от возможных поломок топливной аппаратуры практически невозможно. А вот подсчитать приблизительные расходы на содержание и обслуживание дизельного автомобиля может любой автомобилист с калькулятором в руках.

В прошлом году самой популярной дизельной легковушкой стала Skoda Octavia: в Украине было продано 1574 машины двух поколений — почти четверть от общего объема продаж дизельных машин! Именно поэтому, для сравнения суммарных затрат на содержание бензиновой и дизельной машин, выберем хэтчбек Skoda Octavia Tour (старая Октавия). Итак, бензиновая Octavia Tour 1.8Т и дизельная Octavia Tour 1.9TD. Автомобили — в близкой комплектации. Дизельная Октавия оказалась чуть дешевле — 16400 евро против 17972 евро.Однако концерн Volkswagen установил, для эксплуатирующихся в Украине дизельных машин, вдвое меньший, чем в европейских странах, межсервисный интервал — всего 7500 км вместе стандартных 15000 км (как для бензиновых машин). Это означает, что затраты на дизельные машины отягощены удвоенной частотой смены масел и фильтров. Нетрудно подсчитать, что регулярное обслуживание дизельной Октавии, на протяжении первых 90 тысяч км. обойдется почти в 8900 грн. против 5800 грн. для бензиновой машины. Частые визиты на СТО увеличивают не только денежные расходы, но и отнимают много времени, которое тоже стоит денег.

В Украине стоимость дизтоплива вплотную приблизилось к стоимости бензина, в то время как большинстве европейских стран, солярка дешевле бензина на 20%. Поэтому, единственной статьей экономии, является низкий расход топлива дизельной автомашины. При умеренном стиле езды, дизельная Октавия потребляет почти в полтора раза меньше топлива! Выигрыш очевиден: экономия на стоимости топлива перекрывает более высокие расходы на периодическое обслуживание дизельной машины. По грубым подсчетам, при пробеге в 90 тысяч км., владелец дизельной Октавии сэкономит 9995 грн. — почти $1300. А при пробеге в 200 тысяч, экономия составит 2800 долларов.

Давайте теперь посмотрим на стоимость запасных частей. Все без исключения, «дизельные» запчасти дороже на 50-100%. Стоимость топливного насоса-$4000, стоимость комплекта форсунок -$2500. Получается, что любая серьезная поломка сводит на нет накатанный за 200 тысяч км выигрыш. Возможно, если в качестве примера брать другие автомобили, то цифры будут немного отличаться. Но общую закономерность я вам показал. Содержание и обслуживание дизельного автомобиля — дело хлопотное и недешевое. Солярка нынче дорогая и не очень качественная. Поэтому, когда речь идет о малолитражных дизельных автомобилях, эксплуатируемых в Украине, о реальной экономии можно говорить, лишь при условии интенсивной эксплуатации, большие пробеги в малый период времени, и в надежде на то, что топливная аппаратура сможет «переварить» не качественную, отечественную солярку.

Прочитав все выше, каждый сам для себя решит, приобретать ему дизельный автомобиль или нет, а если вы уже приобрели такой, то внесите этот сайт (Обслуживание и ремонт дизельных автомобилей) в закладки вашего браузера. Скорее всего, вам придется посетить его еще не один раз.

1 комментарий:

  1. http://dizel.ucoz.com/ Все о дизельных автомобилях. Сайт предоставляет возможность владельцам и водителям легковых автомобилей с дизельными двигателями, свободно общаться, обмениваться имеющейся у них информацией, опытом ремонта и эксплуатации дизельных автомобилей.
    http://dizel.ucoz.com/blog
    http://dizel.ucoz.com/forum

    ОтветитьУдалить